О проекте | Реклама | Партнеры | Контакты
Спецпроекты
  • Владимир кулинарный
  • Владимир банковский
  • Территория перспектив

Плюс тариф, минус качество?

Недавно были озвучены цифры индексации тарифов на второе полугодие 2017 года. Согласно постановлению Правительства РФ, плата, вносимая гражданами за коммунальные услуги, в среднем по Владимирской области должна вырасти на 4%. Это значит, что, например, за электричество жители будут платить больше, но качественные услуги за свои деньги многие, возможно, так и не смогут получить. Виной тому – существующий сегодня баланс отношений в электроэнергетике и сложившаяся в регионах практика хозяйствования.

Чтобы постараться увидеть всю картину целиком, прежде всего, давайте разберёмся со стоимостью электроэнергии и её слагаемыми. От этого вопроса, поверьте, зависит очень многое.

Например, сегодня большинство городских жителей области (семья из двух человек) платит по одноставочному тарифу за электрическую энергию 4,05 рубля за киловатт/час в пределах социальной нормы (160 киловатт/час в месяц) и 4,8 рубля – сверх социальной нормы. Если предположить, что среднемесячное потребление электроэнергии у такой семьи составляет 200 киловатт/час, то семейный бюджет ежемесячно «худеет» на 840 рублей. Добавим к этой сумме, как минимум, ещё 10% на общедомовые нужды, и получим около тысячи рублей постоянных отчислений. Не самые маленькие деньги, да ещё и тарифы ежегодно растут.

Если эту условную тысячу рублей умножить на количество жителей региона и добавить предприятия и организации, также потребляющие электроэнергию, получатся многомиллиардные суммы. Основываясь на этих несложных арифметических расчётах, можно сделать столь же бесхитростный вывод, что энергетики «гребут деньги лопатой», неохотно задумываясь о конечных потребителях, да и то лишь в крайних случаях. Между тем, это далеко не так. На деле всё значительно сложнее и запутаннее.

Начнём с того, что в структуру стоимости 1 киловатт/часа электроэнергии включается работа и услуги, как минимум, трёх корпоративных представителей энергорынка. В первую очередь, это генерация, непосредственно производящая электрическую энергию. На неё приходится более 50% стоимости электроэнергии в киловатт/часе. Порядка 45% стоимости электроэнергии причитается сетевой компании, обеспечивающей доставку электроэнергии до потребителя. Наконец, около 5% – сбытовая надбавка энергоснабжающей организации. Таким образом, из 4 рублей 05 копеек за киловатт/час электроэнергии по социальной норме большинство жителей Владимирской области, в среднем, платят 20 копеек «Владимирэнергосбыту» (сбытовая компания), 1 рубль 81 копейку – филиалу «Владимирэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (сетевая компания), а оставшиеся 2 рубля отходят генерирующим компаниям на оптовом рынке электроэнергии.

Для чего нужна вся эта калькуляция? Чтобы стало понятно, что возможности различных участников энергорынка ограничены – в первую очередь, имеющимися финансовыми и организационными возможностями. Если сетевые компании могут реализовывать масштабные инвестиционные программы, наращивая мощности и активно занимаясь модернизацией, то энергосбытовые организации – и даже гарантирующие поставщики – в большинстве случаев лишены таких возможностей. Находясь, в буквальном смысле слова, на переднем крае работы с людьми, занимаясь сбором показаний, формированием и печатью квитанций, борясь с дебиторской задолженностью, обеспечивая эффективную обратную связь с потребителями и отвечая перед своими клиентами за регулярность и стабильность поставок электроэнергии, энергосбытовым компаниям приходится отстаивать интересы потребителей электроэнергии преимущественно в различных корпоративных и судебных разбирательствах. И очень часто ключевым вопросом в таких разбирательствах становится качество электроэнергии, точнее, отсутствие надлежащего качества.

Зададимся простым вопросом: что считать оказанной услугой по поставке электроэнергии? Тот момент, когда энергоресурс дошёл до конечного потребителя? В таком случае, непонятно, зачем вообще нужна какая-либо деятельность сетевой компании, ведь сети уже построены, и энергия, так или иначе, доходит до потребителя.

При этом, не секрет, что многие километры электрических сетей и соответствующей инфраструктуры во Владимирской области порядком изношены и давно уже требуют замены и модернизации. Стало быть, как говорит нам здравый смысл, активная работа сетевой компании реально нужна, и она должна быть сосредоточена на направлении улучшения энергоснабжения владимирских потребителей. В первую очередь, это касается повышения качества поставляемой электроэнергии путём приведения в порядок сетей и инфраструктуры.

В ряде населённых пунктов Владимирской области напряжение довольно часто не соответствует нормативному, и вместо привычных 220 вольт бывает 190, 180, 150 и даже 120 вольт. А старые провода и опоры периодически не выдерживают капризов погоды, на целые дни лишая жителей энергоснабжения. Недавние ледяные дожди уже показали уязвимость и даже хрупкость региональной энергосистемы, когда целые районы области оказались в прямом смысле отрезаны от электричества. А ведь зима ещё не началась, и основные испытания для энергетиков и всех жителей области впереди.

Кроме того, не одни лишь погодные факторы воздействуют на сетевое хозяйство – растущие потери в сетях и периодические аварии свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии системы. Участившиеся в последнее время обращения потребителей к гарантирующему поставщику ПАО «Владимирэнергосбыт» с жалобами на некачественную электроэнергию также говорят о наличии и даже обострении этой проблемы. Но, как уже говорилось, собственных достаточных возможностей и соответствующих ресурсов для комплексного решения этих вопросов у гарантирующего поставщика практически нет. А сетевая компания, судя по всему, или не хочет, или не может эффективно заниматься этой проблемой.

Периодически озвучиваются внушительные цифры – о введении новых мощностей и о замене сетей на территории региона. Вместе с тем, практически непонятно, какая конкретика стоит за этим цифрами. Согласно отчётам сетевой компании, мощности увеличиваются из года в год, якобы обеспечивая надёжный энергетический запас для потенциального роста областной экономики. Однако текущая тенденция – снижение потребления электрической мощности владимирскими предприятиями и организациями. Для кого тогда все эти новые подстанции, если и без них запросы потребителей-юридических лиц сполна удовлетворяются?

Может быть, дополнительные мощности вводятся как раз для обеспечения качественных поставок электроэнергии жителям региона? Но этого не происходит, качество поставляемой электроэнергии не улучшается. Не влияют на улучшение качества и отчёты о замене старых сетей и прокладке новых. Такое впечатление, что эти сети прокладываются в каком-то другом, а не в нашем регионе.

К огромному сожалению, не было ещё ни одного подробного рассказа сетевой компании об имеющейся проблеме, а также о её последующем успешном решении благодаря предпринятым мерам. Зато регулярных сообщений об очередном объёме успешно освоенных средств – предостаточно. Инвестиционная программа реализовывается, и это хорошо. Огорчает лишь параллельно растущее недовольство потребителей некачественной электроэнергией.

Почему ПАО «Владимирэнергосбыт» уже не первый год открыто говорит о необходимости комплексной работы по улучшению качества электроэнергии и первоочередных задачах на этом направлении? Ответ прост. Это не просто причуда компании, а следствие реальной заботы об интересах потребителей, которые обращаются к гарантирующему поставщику с проблемами и жалобами.

Именно поэтому компания выступает с конкретными предложениями, направленными на нормализацию и улучшение обстановки. «Владимирэнергосбыт» уже давно призывает корректировать инвестиционные программы сетевых компаний при активном участии представителей гарантирующих поставщиков и населения. Прекрасно зная, где на карте региона есть реальные проблемные места и «белые пятна», в каких населённых пунктах вопрос качества электроэнергии откровенно наболел, ведя подробную и точную статистику аварий и потерь в сетях, представители компании совместно с сетевой организацией способны сформировать подробную и детальную «дорожную карту» текущей и перспективной работы. Практическая реализация этой «дорожной карты» уже в самое ближайшее время способна привести к улучшениям в плане снабжения качественной электрической энергией жителей области.

Тем не менее, сегодня подобная плановая и комплексная работа не ведётся. Отдельные подвижки есть, но до нормализации ситуации пока ещё очень далеко. А вопрос некачественной энергии с каждым днём, в особенности, с наступлением очередного зимнего периода, всё более актуален.

И ещё один очень важный момент. Решая эту проблему, можно добиться не только улучшения обслуживания потребителей Владимирской области и повысить качество электроэнергии, но и вплотную подойти к тому, чтобы если и не снизить тарифы, то хотя бы ограничить их рост. А сегодня люди платят деньги за качественную услугу, но не понимают, почему проблемы не решаются.

Поэтому «Владимирэнергосбыт» выходит с инициативой создания региональной комиссии, в которую должны войти представители сетевой организации, гарантирующих поставщиков, администрации области, Законодательного Собрания и общественных организаций. Основная задача комиссии – объединить и обнародовать информацию об имеющихся проблемах в отношении некачественной электроэнергии и сформировать конкретный план действий по устранению всех текущих недостатков в региональной энергосистеме. Итоговым результатом должна стать скорректированная инвестиционная программа, где будут подробно и точно расписаны средства, выделяемые на конкретные мероприятия, и обозначены реальные сроки выполнения работ.

Максимально открытый характер деятельности этой комиссии и практических результатов её работы необходим всем потребителям без исключения. Чёткое понимание того, куда идут деньги за потребляемую электроэнергию, а также насколько своевременно и успешно решаются актуальные проблемные вопросы в региональной  энергетике – признак открытости и эффективности деятельности для всех. Достигнуть этого можно путём публичного размещения в интернете как самой инвестиционной программы, так и результатов её поэтапного исполнения. В этом случае будет и открытость для потребителей, и внешний контроль.

Есть надежда, что в случае действенной работы объединённой комиссии потребители электроэнергии во Владимирской области перестанут недоумевать относительно роста тарифов и параллельного понижения качества, а региональная энергосистема станет более надёжной, эффективной и прозрачной.

[ Возврат к списку ]

Дата публикации: 30.11.2016 Короткая ссылка: https://biznes33.ru/~k7tXy

 Лента материалов 

 Подписка на рассылку 

 Опрос 

Откуда вы узнали о нашем сайте?






Ваш род занятий