О проекте | Реклама | Партнеры | Контакты
Спецпроекты
  • Владимир кулинарный
  • Владимир банковский
  • Территория перспектив

Кому энергосбережение «до лампочки»

 Заменой лампочек вся модернизация вкупе с энергосбережением и ограничивается. Если, конечно, не считать разговорно-совещательной активности чиновников. Говорят о модных темах – инновационности, энергоэффективности, экологичности – много и часто, но воз модернизации с места не двигается. Разве что появились на прилавках магазинов пресловутые лампочки, да и те - китайского производства.

Могут ли они сберечь страну от энергодефицита? Вряд ли, ведь есть гораздо более энергоемкие приборы и агрегаты. 40% всей потребляемой энергии приходится на общепромышленные двигатели, в некоторых сферах экономики – промышленности, строительстве, ЖКХ - с их эксплуатацией связано до 60% энергозатрат. В этом секторе повышение энергоэффективности даже на десятые доли даст многомиллиардную экономию.

Как ни парадоксально, проблема вовсе не в дефиците идей. Многое из того, что может обеспечить прорыв в области энергосбережения, уже создано. Например, Владимирский научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения (НИПТИЭМ) разработал и подготовил к промышленному производству новые асинхронные электродвигатели с высокими показателями энергоэффективности, не уступающие по этим параметрам продукции ведущих мировых брендов (Siemens, ABB, Emerson Electric, GE), притом - привлекательнее западных аналогов по цене. Серийное производство двигателей организовано на Владимирском электромоторном заводе.

Еще более впечатляют возможности двигателя с частотным преобразователем. Он потребляет энергии меньше уже не на доли процента, а почти на треть. Насосные установки, оснащенные такими двигателями, также позволяют экономить до 10% воды и до 5% тепла. Частотно-регулируемый безредукторный лифтовый привод способен на 40% уменьшить мощность, потребляемую из сети. А значит, и за общедомовое электричество собственникам жилья платить придется меньше.

Разработали в НИПТИЭМ и энергосберегающие решения для транспорта. Гибридная силовая установка для городского автобуса экономит от 25 до 50% топлива и в 10 раз снижает количество вредных выбросов. Готовы исследователи и к серийному производству комплектов тягового электрооборудования для городского электротранспорта (троллейбусов, трамваев, метро), а также для сельскохозяйственных машин и другой спецтехники. Экономический эффект - 25-30% сбереженного топлива. Уникальная НИПТИЭМовская трансмиссия для трактора отмечена серебряной медалью Ганноверской сельскохозяйственной ярмарки, а гибридный привод для экологически чистого городского автобуса получил «золото» Московского международного автосалона. По итогам года концерн «Русэлпром», в состав которого входит НИПТИЭМ, стал лауреатом национальной бизнес-премии «Компания года - 2010» в номинации «Инновационный лидер года». В этом – большая заслуга владимирских инженеров.

Награды – дело приятное, но дороже наград для разработчиков энергосберегающего оборудования – внедрение их изобретений в народное хозяйство.

Надежность и энергоэффективность электрических машин, разработанных специалистами НИПТИЭМ, оценили в Росатоме, в концерне РЖД и Минобороне. Эти организации и ведомства являются партнерами и заказчиками института. Налажено сотрудничество с крупнейшими европейскими производителями насосного оборудования – Sigma Group (Чехия), WILO (Германия), Grundfos (Дания). НИПТИЭМ поставляет комплектующие и на заводы концерна АВВ. Участвует в программах реконструкции и модернизации АЭС в странах Европы, Индии, Иране, КНР. Гибридными автобусами заинтересовались Украина, Белоруссия и администрация Санкт-Петербурга. А трактора с использованием гибридной трансмиссии будут производить совместно с Минским тракторным заводом. Заявки на безредукторную лифтовую лебедку поступают из Татарстана, Башкирии, Красноярска и от правительства Москвы. Но, к сожалению, в основном это разовые заказы на небольшие партии продукции. Массового спроса на серьезные энергосберегающие технологии внутри страны пока нет. Хотя всем понятно, что только реализация комплексных решений даст ощутимый модернизационный результат.

Особенно обидно, что проекты владимирских разработчиков не находят должной поддержки в родном городе. В областном центре смонтирован один энергосберегающий лифт, по улицам ходят один энергоэкономичный троллейбус и один гибридный автобус. Их можно демонстрировать заезжим проверяющим как иллюстрацию проводимых реформ.

Надо отметить, что все разработки НИПТИЭМ ведет только на собственные средства, не получая ни грантов, ни  целевых заказов от государства. На деньги, заработанные от реализации коммерческих проектов, институт создает опытные образцы и доводит их до готовности к серийному производству.

Научные исследования требуют солидных инвестиций. На создание нового продукта отвлекаются оборотные средства. Если эти затраты затем не окупаются массовым производством, то результат предсказуем – на следующие проекты денег уже может не хватить. Когда государство подталкивает ученых к созданию инновационных продуктов, не стимулируя при этом спрос на них, есть опасность просто отбить желание к изобретательству. Фактически запускается механизм отрицательной селекции. Предприятия, включившиеся в разработку наиболее масштабных, прорывных, дерзких, а потому достаточно затратных проектов, рискуют просто-напросто разориться.

- Курс на модернизацию, предложенный президентом, - не просто стратегически верное и своевременное решение, - уверен управляющий директор ОАО «НИПТИЭМ» Олег Кругликов. - Это единственно возможный путь развития страны. Но для того, чтобы поставленные задачи были реализованы, необходима последовательная политика поддержки инноваторов.

От правительства требуются усилия по формированию внутреннего спроса. К примеру, имеет смысл нацелить систему госзаказов на отбор энергоэффективных технологий. Для этого как минимум следует включить в условия тендеров параметры, касающиеся энергосбережения.

Нужны реальные льготы – в том числе налоговые, которыми разработчики смогут воспользоваться не в теории, а на практике.

Пока же наша инновационная сфера напоминает колосса на глиняных ногах. По-настоящему инновационных идей достаточно, а вот их поддержка откровенно слаба. 

[ Возврат к списку ]

Дата публикации: 04.04.2011 Короткая ссылка: https://biznes33.ru/~BOT5M

 Комментарии 


 Лента материалов 

 Подписка на рассылку 

 Комментарии  

 Опрос 

Откуда вы узнали о нашем сайте?






Ваш род занятий






Россельхозбанк