О проекте | Реклама | Партнеры | Контакты | |||
В ожидании концепцииСуществует две точки зрения на проблему тарифообразования. Одна принадлежит производителям, а вторая – потребителям энергии. Первые хотят получать прибыль, вторые считают, что тарифы необоснованно завышены, и не только тормозят развитие экономики, но и негативно сказываются на материальном положении населения. На мой взгляд, правы и первые, и вторые. Но ситуация не так однозначна. Структура тарифообразования ОАО «Газпром» Тарифообразование в ЖКХ – это целый комплекс противоречий и проблем. И распутать этот клубок проблем можно, только объединив усилия производителей, потребителей и муниципальных властей. Задайтесь, к примеру, вопросом, почему у потребителей не возникает особых претензий к тарифам на газ, хотя его добыча и транспортировка – не менее затратное дело, чем производство тепла и электроэнергии. Я уверен, что ответ на этот вопрос в грамотной организации взаимодействия газовиков, которые подчиняются единому государственному концерну «Газпром». Отсутствие в этой организационной структуре излишних посредников и свобода от избыточного нажима со стороны различных групп влияния позволяет проводить ясную и экономически эффективную тарифную политику. Это дает возможность минимизировать затраты, повышать производительность, удерживать себестоимость, а следовательно, и отпускные цены на приемлемом для потребителей уровне. Советский способ производства С производством тепла ситуация иная. В советские времена большинство котельных принадлежало промышленным предприятиям, которые вырабатывали энергию, как для производственных, так и для коммунальных нужд. Именно предприятие несло львиную долю затрат по производству тепла, содержанию и ремонту сетей, не перекладывая их на плечи населения. Окупаемость достигалась за счет реализации произведенной продукции, в себестоимость которой, в том числе входили и затраты на производство энергии. Работа по инерции За последние годы практически все котельные были переданы на баланс муниципальных образований области. Котельные, рассчитанные на выработку энергии для обеспечения деятельности крупных предприятий, оказались загружены далеко не на полные мощности. Затраты на содержание котельных, ремонт и модернизацию теплосетей, легли на плечи населения. Но это только полбеды. Весомая часть сетей не ремонтировалась с 90-х годов. Изношенные коммуникации дают огромные энергопотери, которые в некоторых районах Владимирской области составляют более половины размера официального тарифа. И все эти затраты приходится оплачивать населению. Очевидно, что давно ушедшая в прошлое советская система энергообеспечения региона не может работать эффективно. Нужна новая единая концепция развития ЖКХ, которая позволит избавить энергетиков от нерентабельного производства, а население от переплат. С чего же начать наводить порядок? Порочный круг Давайте посмотрим на то, что сейчас представляет собой региональная система теплоснабжения. Это тысячи километров изношенных сетей, сотни котельных, работающих с минимальной рентабельностью, десятки низкоэффективных предприятий ЖКХ с раздутыми штатами, разрозненным парком техники, а порой и низкой квалификацией управленцев. Производителям энергии незачем ломать голову над повышением эффективности, незачем искать инвестиции, да и работать, в конце концов. Все затраты можно с успехом конвертировать в деньги, заложив в тариф следующего года. Причем на совершенно законных обстоятельствах. В один кулак По моему мнению, первым шагом в наведении порядка должно стать создание единой региональной сетевой компании. Объединение многочисленных МУПов в единое целое позволит навести порядок с численностью занятых, с эффективным использованием техники для ремонта и оперативного устранения аварий на теплосетях, но самое главное позволит установить жесткий централизованный контроль за расходованием средств. Второй шаг – проведение широкомасштабного мониторинга по учету производства, транспортировки и использования тепла путем установки приборов учета. Сравнение данных, полученных после измерения произведенного и потребленного объема тепла, даст объективную картину существующих энергопотерь. Это позволит сконцентрировать средства и усилия региональной сетевой компании на самых изношенных участках сетей и нерентабельных объектах инфраструктуры. Ремонт сетей, модернизация или замена огромных заводских котельных на котельные оптимальной мощности значительно сократит затраты на производство энергии, которые в нынешней ситуации с каждым годом только растут и закладываются в тариф для населения. Естественно, инвестиции в модернизацию инфраструктуры также придется включить в стоимость энергии, это диктует закон. Но в масштабах области они окажутся несопоставимо ниже, чем расходы на «отопление улиц» и содержание разрозненных неликвидных активов. Устранить социальную несправедливость На мой взгляд, проведение такой политики в сфере ЖКХ позволит решить и еще одну очень злободневную проблему социальной несправедливости. Дело в том, что согласно Постановлению Правительства РФ тарифы на энергоносители должны рассчитывать отдельно по каждому муниципальному образованию. В результате этого жители городов с разной численностью населения, но одинаковой высокой изношенностью коммунальной инфраструктуры вынуждены по-разному оплачивать потребляемую энергию. Согласитесь, совершенно несправедливо, что из-за своего местожительства люди вынуждены переплачивать за потребляемое тепло? Единая система регионального ЖКХ позволит выровнять тариф для всех жителей области вне зависимости от места жительства и состояния инфраструктуры ЖКХ в данной территории. В будущем идеальным вариантом было бы создание на территории Владимирской области ряда единых генерирующих и сетевых компаний по теплу, газу, электроэнергии, чтобы рынок генерации и поставок энергии был предельно прозрачен как для производителей, так и для потребителей. Но это только в будущем. Сейчас необходима разработка единой концепции развития.
[ Возврат к списку ]
Источник: Сергей Филиппов
![]() |
Лента материалов![]() Подписка на рассылкуОпрос | ||