О проекте | Реклама | Партнеры | Контакты
Спецпроекты
  • Владимир кулинарный
  • Владимир банковский
  • Территория перспектив
Группа ВТБ

Форпост финансовой стабильности

Сегодня бытует мнение, что предприятиям малого и среднего бизнеса практически нереально получить кредит в коммерческом банке, в том числе и Сбербанке. Это абсолютно неверно. За последние полгода подразделениями Сбербанка во Владимирской области предприятиям и предпринимателям было выдано более 800 кредитов на сумму 13,9 млрд рублей. Большинство кредитов если не по сумме, то по количеству, выдано именно малому и среднему бизнесу. Более уместно, на мой взгляд, говорить сегодня об ужесточении кредитной политики, в частности, подходов к оценке кредитных рисков и усилению инструментов по их снижению.
 
Изменения в кредитной политике
В последнее время внимание банка усилено к источникам погашения кредитов и их надежности, уровню текущей ликвидности заемщика, уровню и структуре долговой нагрузки, качеству и ликвидности обеспечения. Неформально оценивается адекватность финансовых планов и действий заемщиков относительно резко изменившихся внешних условий. При анализе заемщика усилены акценты на оценку рыночных позиций клиента, конкурентоспособности его товаров или услуг, а также перспектив развития соответствующего сегмента рынка. Анализируются мероприятия, направленные на снижение издержек и повышение эффективности бизнеса. Произошло заметное удорожание стоимости кредитов. Если летом 2008 года средневзвешенная эффективная ставка по предоставляемым малому и среднему бизнесу годовым кредитам составляла 14-18%, то текущей средний уровень эффективной ставки с учетом комиссий составляет 19-23%.
Удорожание произошло по двум основным причинам. Во-первых, существенно возросла стоимость привлекаемых банком ресурсов. Во-вторых, сегодняшняя высокая процентная ставка отражает высокие риски кредитования реального сектора в условиях экономического кризиса.
Несомненно, банковский кредит является сегодня одним из основных источников финансирования потребности бизнеса в оборотном капитале. Однако, ситуация на разных предприятиях индивидуальна. Между тем, из более чем десяти тысяч предприятий и индивидуальных предпринимателей региона, активно работающих через счета Сбербанка, кредитуется менее 10% клиентов. Такая ситуация до кризиса, когда рост реальной капитализации предприятий не поспевал за фактическими темпами развития бизнеса, нас удивляла. Сегодня, напротив, вселяет надежду. Ведь основная часть предпринимателей, не зависящая от дорогих банковских кредитов, переживет эти «смутные времена», сохранив силы для нового рывка.
 
Зачем нужны кредиты?
У клиентов Сбербанка наиболее популярны кредиты сроком до 1 года. Они используются предприятиями и предпринимателями для пополнения оборотных средств. До кризиса краткосрочные кредиты использовались чаще всего для создания запасов сырья, материалов, готовой продукции, реже для формирования гибкой системы продаж с различными рассрочками для покупателей своей продукции или услуг. В кризис фактический спрос на такие кредиты существенно сократился.
В условиях, когда все рынки сбыта резко сжались и отсутствуют устойчивые индикаторы для планирования объемов и условий продажи, мы настоятельно рекомендуем своим клиентам не идти впереди кризиса и приводить свои финансовые решения в соответствие с текущей ситуацией, минимизируя кассовые разрывы и, как следствие, избегая излишних дорогих заимствований в банках.
Ажиотаж вокруг кредитования реального сектора экономики, по моему мнению, продиктован не столько вопросом жизненно необходимого наращивания объемов кредитования, сколько желанием предпринимателей сохранить докризисный тренд развития за счет продолжения регулярного получения необходимого объема кредитных ресурсов.
Не скрою, достаточно болезненно произошел процесс осознания кризиса и переоценки кредитных рисков в сентябре-декабре прошлого года и в нашем банке. Пользуясь случаем, хочу принести извинения своим клиентам за, пожалуй, неоправданно резкое изменение позиции нашего банка в части оценки допустимых объемов и условий кредитования. Сейчас можно констатировать, что наиболее сложная перестройка клиентских кредитных портфелей и их адаптация под ухудшившиеся рыночные условия в основном закончена. Мы договорились со своими клиентами о новых условиях совместной работы, сверили свои позиции и оценки в отношении ближайших перспектив развития соответствующих сегментов рынка и наметили пути для дальнейшего развития стратегического сотрудничества.
 
Инвестиционная активность
С приходом кризиса завершился и бум инвестиционной активности. За последние пять лет нам удалось увеличить объем инвестиционного кредитного портфеля в 30 раз и довести его долю в общем кредитном портфеле корпоративных клиентов с 7% до 47%. Цифры впечатляющие, но перекос в сторону краткосрочного кредитования пока не выправлен.
Сегодня основной упор делается Сбербанком на дофинансирование ранее начатых и приведение в соответствие с изменившими рыночными условиями уже состоявшихся инвестиционных проектов. Кроме этого, сегодня нами уже набран пакет из порядка 30 новых инвестиционных проектов на сумму около 2 млрд рублей. Основная проблема текущего дня – это узкие горизонты планирования и отсутствие четких ориентиров для оценки рынков сбыта, размера платежеспособного спроса и структуры себестоимости новых продуктов или услуг. Многие клиенты с этим согласны и реальный спрос на инвестиционные кредиты сегодня не велик.
 
В поддержку малого бизнеса
Отдельно хотелось бы отметить, что специалисты Сбербанка России постоянно работают над созданием новых актуальных сегодняшней экономической ситуации кредитных продуктов. В настоящее время в режиме эксперимента в нескольких отделениях Сбербанка города Москвы запущены специальные банковские продукты для малого бизнеса: «Бизнес-авто» (кредит сроком до 5 лет) и «Коммерческая недвижимость» (кредит на срок до 10 лет), а так же специальный продукт по микрокредитованию субъектов малого бизнеса в сумме до одного млн рублей сроком до двух лет, основанный на скоринговой системе оценки кредитоспособности заемщика, что существенно сокращает срок предоставления кредита. Мы рассчитывает, что данные новые удобные для малого бизнеса кредитные продукты пройдут успешную апробацию в «пилотных» подразделениях Сбербанка и до конца года появится возможность их тиражирования на территории всей страны.

[ Возврат к списку ]

Дата публикации: 17.12.2009 Короткая ссылка: http://biznes33.ru/~n2szR
Источник: Андрей Куприянов

 Комментарии 


 Лента материалов 

 Подписка на рассылку 

 Комментарии  

 Опрос 

Откуда вы узнали о нашем сайте?






Ваш род занятий